тел +7 (915) 045-43-34, +7 (968) 612-04-11

Свет лепит архитектуру

Создавая собственный источник света, способный соперничать с солнцем, человечество прошло долгий путь с остановкой на этапе лучины, потом были свечи и масляная лампа. С изобретением электричества и лампочки накаливания чудо света стало «прирученным» и позволило не только решать насущные проблемы, но и воплощать фантазии и прихоти.

Игра со светом преобразила облик городов, перевернула представления об интерьерном дизайне, давая ключи к свежему восприятию пространств и форм. Светодизайнер одна из самых молодых профессий. Сфера деятельности расширялась постепенно — она охватила интерьер, сначала общественный, а затем и жилой. Работа с внутренним пространством требует от светодизайнера гораздо более широкого спектра знаний. Конечно, городские фасады — вещь значимая, однако прохожие их лишь созерцают, а в созданном дизайнером интерьере надо жить, функционировать.

В интерьере, особенно в жилом, обязательно должно быть несколько сценариев, и они должны соответствовать функциональному назначению всего помещения и его отдельных зон. Для создания оптимального комфорта светодизайнеру необходимо продумать все сценарии. Эти замечания касаются функционального света, и он безусловно важен, но понятие «дизайн» подразумевает нечто большее, поэтому функциональный свет обязательно комбинируется с акцентным и декоративным.

Свет бывает очень разным

Акцентным светом выявляют особенности архитектуры или привлекают внимание к значимым деталям интерьера. Задача декоративного света — не освещать, а создавать эффекты. Таким образом, современно спроектированная система света создается из большого количества разнообразных по внешнему виду и назначению светильников, составляющих единый ансамбль. Все это должно быть продумано еще на стадии проектирования интерьера, чтобы вовремя заложить проводку, сделать ниши и. д. Получится ли в результате грамотное освещение с нужным количеством сценариев, зависит только от профессионализма светодизайнера.

Есть и другие базовые требования к свету в интерьере: он не должен ослеплять, создавать блики, привлекать к себе внимание. А главное, он должен организовывать пространство. Один из столпов современного светодизайна англичанин Ли Принс дает подсказку: «Свет нужно воспринимать, как точку или поток, не как объем, тогда задача организации пространства будет решена.”

Должен ли светодизайнер работать только с искусственным светом или естественный свет также служит для него инструментом — это вопрос индивидуальных предпочтений. Проникновение естественного света — скорее тема для концептуального светодизайна, в случае же обычного жилого дома проектирование оконных или иных проемов будет за архитектором. Не у всех светодизайнеров есть возможность «играть» естественным светом (например, с помощью мобильных отражателем, направляющих его и усиливающих), равномерно освещая и высвечивая отдельные участки пространства. Перенаправление естественного света стало сегодня чрезвычайно актуальной темой. В ночное время естественный свет заменяется светом галогеновых ламп, встроенных в узлы, снабженные рефлекторами.

Дизайнеры экспериментируют с отражениями от разных поверхностей, создавая живую игру света и тени, в частности включают в свои композиции удивительный эффект света, отраженного от воды. Это направление на грани театральных, сценических приемов — с цветным или меняющимся лучом, имитацией облаков на потолке или, скажем, листьев на полу, со световыми экранами — сейчас активно развивается.

Акцентное и декоративное освещение

Подразделяя интерьерное освещение на функциональное, акцентное и декоративное, дизайнеры лишь в последнем случае предусматривают существование объемного, привлекающего внимание источника света. В других случаях осветительное оборудование не афишируется. Такой прием называем look no hands. Это очень важный момент для понимания построения света на временном этапе.

Итак, то, что всегда было основным источник света: люстра, торшер, бра — теперь становится неким светящимся арт-объектом, позволяющим решать композиционные и декоративные задачи. А то, что действительно призвано рассеивать тьму, вмонтировано в потолок, пол, стены либо вовсе скрыто. Но новая роль светильника в интерьере никак не принижает его значимости . Напротив, теперь это особенно важный объект, и его дизайн безусловно, тема отдельной статьи.

Мне кажется, что светодизайнеру очень важно уметь архитектурно осмысливать пространство. Приходится работать с архитекторами, и они всегда прекрасно представляют себе, как должно быть выстроено освещение в проектируемых объектах. От меня требуется провести расчет освещенности и помочь выбрать светильники, которые соответствовали бы представлениям авторов проекта о силе и визуальной температуре света.

Многие производители поставляют световое оборудование вместе с программами расчета, к тому же выключатели принято ставить с диммерами, поэтому ошибиться с силой света, освещенностью сложно. Из других распространенных проблем нужно отметить плохое знание архитекторами ассортимента современных осветительных приборов. Эта отрасль развивается настолько быстро, что трудно следить за всеми новинками, знать, какие новые, еще вчера фантастические возможности света уже можно применять в реальных проектах. Чтобы разобраться с «чудесами техники» — светодиодами, дающими разнообразие цветов, LED-оптикой с концентрированным, направленным пучком света и т. д., нужно прибегать к помощи консультантов.

Концепция интерьера должна быть напрямую связана с дизайном света. Как правило, это два основных типа освещения, используемые как параллельно, так и по отдельности. Первый — функциональное освещение с заранее рассчитанной яркостью, достаточной для создания психологического комфорта в помещении. Для этих целей чаще всего применяю потолочные светильники, дающие прямой либо скрытый свет. Второй тип — декоративное, акцентирующее определенные зоны, формирующее эмоциональный образ интерьера.

При помощи декоративного света можно компенсировать диспропорции архитектуры и визуально расширить границы комнаты. Я не любитель световых акцентов, я пытаюсь разрабатывать более сложные световые сценарии. В соответствии с ними отдельные источники света или локальная подсветка используются минимально. Они должны функционировать в контексте с общей идеей освещения и дизайна интерьера помещения и не притягивать к себе чрезмерного внимания.

Свет должен быть правильным

Свет должен быть инструментом в руках дизайнера, призванным решать сложнейшие задачи, зависящие от характеристик пространства, от общей идеи и пожеланий заказчика. Восприятие света, комбинация параметров, комфортных для конкретного человека, всегда очень индивидуальны. В зависимости от образа жизни заказчика в квартире выделяется несколько зон, для каждой из которых задается способ освещения и его изменения. Когда в интерьере огромное количество светильников, невозможно управлять каждым из них, поэтому все варианты надо инсталлировать в систему «умного дома». Таким образом, задается несколько так называемых световых сценариев. Их может быть бесчисленное множество, но моя практика показывает, что обычно не больше семи.

Важно, чтобы управлять можно было не только группами светильников, но и каждым в отдельности. Это позволяет иметь бесчисленное количество вариаций освещения той или иной зоны и создавать образы, благодаря которым интерьер будет выглядеть по-новому. Спроектировать хороший свет достаточно сложно. Помимо технических знаний и ориентации в ассортименте современного оборудования обязательно должны присутствовать чувство меры и вкус.